Размер шрифта:AAAAЦвет:ЦЦЦЦЦНастройки:Изображения: 
Настройки шрифта:
Выберите шрифт:
Arial
Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг):
Стандартный
Средний
Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Закрыть панель
Обычная версия сайта
Размер шрифта:AAAAЦвет:ЦЦЦЦЦНастройки:Изображения: Обычная версия сайта
Настройки шрифта:
Выберите шрифт: Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Закрыть панель

Как преодолеть детские страхи

« Назад

Как преодолеть детские страхи 11.01.2017 12:49

Возрастные особенности страхов

От одного года до трех лет у ребенка может возникать страх неожиданных резких звуков (обусловлен инстинктом), одиночества, потери эмоционального контакта с матерью (особенно при посещении яслей), боли, уколов и медработников. В этот период детям начинают иногда сниться страшные сны (часто со сказочными персонажами), поэтому могут появиться страхи перед засыпанием.

В возрасте от трех до пяти лет возможны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. Сказочные персонажи, пугавшие раньше ребенка только во сне, теперь могут заставлять его опасаться и днем. Появляются страхи, связанные с развитием фантазии ребенка. Малыш может сам придумать какое-то чудовище и потом долго его бояться, думая, что оно живет под шкафом.

От пяти до семи лет вы можете наблюдать возникновение страха перед чертями или другими представителями потустороннего мира. Как и многие другие страхи, он является разновидностью самого главного, ведущего страха, появляющегося в этом возрасте, - страха смерти (своей и родителей). Ребенок уже знает, что человек может умереть, поэтому многие обычные бытовые или природные ситуации (гром, гроза и т.п.) могут вызывать панику.

Причины появления страхов у детей

• конкретный случай, который напугал ребенка;

• многочисленные запреты со стороны родителей и воспитателей;

• детская фантазия;

• внутрисемейные конфликты;

• чрезмерная родительская опека;

• разговоры взрослых о болезнях и несчастьях;

• неуверенность родителей в своих воспитательных действиях.

Методика выявления страхов у детей

Ребенка просят: «Нарисуй два дома – большой красивый дом и маленький некрасивый дом».

Инструкция: «Я буду называть разные страхи, а ты их будешь расселять в дома: в красивый дом ты поселишь «нестрашные» страхи, т.е. те, которых ты не боишься, а в некрасивый дом ты поселишь «страшные» страхи, т.е. те, которые ты боишься».

Взрослый называет различные страхи и фиксирует в какой дом ребенок поселил каждый страх. После проведения диагностики, необходимо обязательно «запереть» страхи на замок.

Варианты работы со страхами

• Превращаем «страшный» страх в «смешной» через сочинение историй и их проигрывание.

• Лепим страх из пластилина, теста и разрушаем его.

• Сажаем страх в клетку, коробку и выбрасываем.

• Рисуем страх, рвем и выбрасываем, или сжигаем, или дорисовываем «защитный объект» или смешные детали к нему.

• Ситуативное изгнание страха:

Злые духи и Кощей

Не живут среди вещей.

Но бывает из-за страха

Я в прихожей вижу Аха!

Нужно громко крикнуть «Ах!»,

И тот час исчезнет страх!

Игры для преодоления страха темноты

1. "Бобры" (для детей 3-6 лет).  Охотник пытается поймать бобра (или бобров, если играют несколько детей). Бобер прячется от него под столом, накрытым скатертью, свисающей до пола, и сидит там, пока не убедится в том, что охотник ушел и можно вылезать. Время сидения в темноте следует понемногу увеличивать. (Например, охотник может сказать, что он сейчас обшарит соседнюю рощицу - то есть выйдет в соседнюю комнату - и вернется.) Бобра же надо постепенно побуждать к тому, чтобы он не просто прятался, а придумывал, как ему защитить свое жилище.

2. "Кукольные прятки" (для детей 4-6 лет). В этой игре прячутся не дети, а игрушки. Причем некоторые прячутся в освещенном помещении, а некоторые - в темном (днем - в комнате с плотно задвинутыми шторами, вечером - при включенном ночнике). За игрушку, найденную в темноте, дается больше очков, чем за лежащую на свету. Поначалу подыгрывайте ребенку, оставляйте игрушки в затемненной комнате на видном месте.

3. "Смелый разведчик" (для детей 5-8 лет). Можно играть в компании, а можно вдвоем со взрослым. Лучше вплести эпизод про смелого разведчика в развернутую игру в войну, чтобы все получилось естественней и интересней. В какой-то момент ребенок (называемый, опять-таки, своим настоящим именем) получает задание сходить ночью на разведку. В затемненном помещении раскладывается оружие, принадлежащее врагу. Ребенок должен все сосчитать и доложить командиру. Командир награждает его медалью за отвагу.

Как избежать возникновения и закрепления страхов?

1. Не оставлять неподготовленного ребенка одного в новой для него ситуации.

2. Нельзя использовать методы запугивания и наказания в целях воспитания (отдам чужой тете, придет Баба Яга и утащит и т.п.).

3. Превращайте злых героев в добрых (придумывайте сказки - как Бабка Ежка стала доброй, как паучок помог девочке выбраться из леса…)

4. Не перегружайте фантазию ребенка: игрушки должны соответствовать возрасту, исключите агрессивные и страшные фильмы, мультфильмы и книги.

5. Повышайте самооценку малыша.

6. «Разберитесь» с собственными страхами. Вы можете «заразить» ими ребенка.

7. Ни в коем случае нельзя ругать и высмеивать ребенка за то, что он чего-то боится. Бояться в его возрасте—это нормально. Если в Вашей темноте нет монстров, то в темноте ребенка они есть и вполне реальны. Страхи — это ступенька детства, их нужно победить, чтобы идти дальше.

Как надо вести себя родителям с ребенком, испытывающим страх:

- Первым делом выяснить причину страха.

- При выборе воспитательных мероприятий учитывать, что страхи имеют непроизвольный и неосознанный характер.

- Помнить, что малыш не может управлять своим поведением и не владеет собой, поэтому словесные убеждения могут быть неэффективны.

- Ни в коем случае не наказывать ребенка.

- Ни в коем случае не запугивать малыша даже тогда, когда родители сами опасаются за его безопасность.

- Не напоминать ребенку о страхе. Не злоупотреблять чтением сказок и просмотром кинофильмов.

- Обучать терпимости к страху и управлению им, а в некоторых случаях и противодействию источникам страха (например, драчуна, которого ребенок боится, можно запугать ему самому, а не просто отступить перед ним).

- Когда малыш боится темноты и замкнутого пространства, зажгите лампу, откройте двери, побудьте рядом с ним.

- Чтобы ребенку не страшно было спать, пусть и любимая игрушка охраняет в его кроватке.

- Постарайтесь проиграть пугающее малышей событие в ролевой игре, где бы страшное показалось смешным или обыденным для повседневности.

По книге Т. А. Арефьевой и Н. И. Галкиной «Преодоление страхов у детей»