Кризис 7 лет
« НазадКризисом 7 лет заканчивается дошкольный период и открывается новый этап развития ребенка – младший школьный возраст. Он может начаться и раньше – в шесть, и даже в пять с половиной.
Если вашему ребенку надоел детский сад, а привычные игры не доставляют ему удовольствия, если он стал непослушным, у него возникает отрицательное отношение к раннее выполнявшимся требованиям, это означает, что наступил очередной кризис. По сравнению с другими, он проходит мягче, однако нужно вовремя заметить его и правильно среагировать.
Признаки:
- Повышенная утомляемость
- Раздражительность, вспышки гнева
- Замкнутость
- Небольшая регрессия в развитии, инфантильность (как будто забывают некоторые умения, навыки; ведут себя как младшие дети)
- Излишняя застенчивость
- Повышенная тревожность (ребенок играет роль шута среди сверстников, выбирает в друзья старших детей, заискивает перед воспитателями, учителями, старается им угодить, чрезмерно вежлив)
- Низкая самооценка
- Плаксивость
Кризис 7 лет называют периодом рождения социального «Я» ребенка. Ребенок начинает осознавать своё место в системе человеческих отношений, стремится занять новое, более взрослое положение в жизни.
Дети уже пробовали «повзрослеть», подражая нашему поведению, играя во взрослых, но…пришли к выводу, что для взрослости чего-то явно не хватает. Хотя, чего именно они пока не знают. Ясно, что по-старому дети жить уже не хотят, то, что было, их уже не устраивает. Возникает кризисная ситуация: хочу, но не могу. А значит, начинается ломка старых стереотипов поведения.
Как только на смену игровой мотивации приходит познавательная, начинается перестройка отношений с окружающими людьми. Теперь детям нужны не опекающие защитники, а помощники, способные дать то, чего им не хватает - новые знания.
Возможные неблагоприятные последствия кризиса:
- Нежелание учиться
- Посещать школу, детский сад
- Низкая успеваемость
- Проблемы в общении со сверстниками
-Закрепленная высокая тревожность в сочетании с неадекватной самооценкой
Советы родителям:
1.Главный совет – будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья и свой круг общения.
2.Будьте готовы поддержать ребенка: выслушать и ободрить его.
3.Справится с проблемой легче, когда она только возникла и не привела к негативным последствиям; не стесняйтесь обратиться за помощью к специалистам.
4.Создайте условия для развития интеллекта и речи: используйте развивающие игры и упражнения, чтение познавательных книг, сказок, стихов, проводите беседы и обсуждения прочтенного, придумывайте свои истории.
5.Поощряйте общение со сверстниками, дружите семьями, ходите друг к другу в гости.
6.Учите ребенка управлять эмоциями, в том числе на примере своего поведения.
7.Предлагайте ребенку такую ответственность, которая соизмерима с его возможностями.
8.Признавайте собственную слабость, просите помочь Вам, тем самым предоставляя ребенку возможность быть не только слабым, но и сильным.