Размер шрифта:AAAAЦвет:ЦЦЦЦЦНастройки:Изображения: 
Настройки шрифта:
Выберите шрифт:
Arial
Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг):
Стандартный
Средний
Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Закрыть панель
Обычная версия сайта
Размер шрифта:AAAAЦвет:ЦЦЦЦЦНастройки:Изображения: Обычная версия сайта
Настройки шрифта:
Выберите шрифт: Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Закрыть панель

Кризис трех лет

« Назад

Кризис трех лет 11.01.2017 12:50

Кризис – непродолжительный период жизни человека (до года), характеризующийся резкими психологическими изменениями, необходимыми для нормального развития личности. Кризис может возникать при переходе от одной возрастной ступени к другой. Это связано с конфликтом между ранее сложившимися формами взаимоотношений с окружающими и возросшими возможностями и притязаниями ребенка.

Так называемый «кризис трех лет» может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5 – 4 года. Отмечаются следующие предпосылки:

- Осознание себя как отдельного человека. Малыш уже не воспринимает маму и себя как единое целое и начинает активно интересоваться собой. Знакомится с телом и своими возможностями («Я – мальчик, сам сумел»), формирует отношение к себе и («Я хороший, я быстрый»), запоминает события своей жизни («Когда-то не умел, а теперь могу»).

- Развитие чувственной и волевой сфер личности. У ребенка складываются представления о мире на основе эмоций, которые малыш испытывает от контакта с ним. «Зарождается» характер («стержневые» черты личности, которые будут определять его поступки, отношение к себе и другим).

- Переход от предметной к ролевой игре. Важной становится не игрушка, а роль, выполняемая ребенком. Он подражает повадкам животного, манере поведения какого-то персонажа или взрослого («Я – водитель», «Я – тигр»).

- Изменение (расширение) круга близких людей и системы взаимодействия с ними. Малыш идет в садик, где активно перенимает опыт у ребят и «чужих» взрослых.

Обучается отношениям по правилам. Происходит выстраивание границ: что можно и нельзя, где я и окружающие, что мое и чужое, что хорошо и плохо и др.

Признаки кризиса трех лет

УПРЯМСТВО и СВОЕНРАВИЕ

Эта черта пронизывает практически все поведение ребенка. Он не воспринимает мнение других людей, а постоянно настаивает на своем и не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он это потребовал. Ребенок ставит перед собой цели и идет к их достижению через все преграды. Например, малышу захотелось пойти погулять, но взрослым некогда. Ребенок настаивает, используя все методы воздействия на родителей (вежливые просьбы, нытье, угрозы, капризы и т.д.).

СТРОПТИВОСТЬ

Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия в воспитании: мама требует одно, папа – другое, бабушка вообще все разрешает).

СИМПТОМ ОБЕСЦЕНИВАНИЯ

Ребёнок перестаёт ценить то, что ценил раньше. К этому относятся и люди, и вещи, и даже собственные переживания. В лексиконе ребёнка появляются слова, которые обозначают всё плохое, отрицательное. Эти слова ребёнок употребляет по отношению к таким вещам, которые сами по себе неприязни не вызывают. В этот период дети могут начать грубить тем взрослым, которых до этого очень уважали.

ДЕСПОТИЗМ

Ребенок заставляет родителей делать все, что он хочет. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность. Например, ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться.

НЕГАТИВИЗМ

Это реакция ребенка не на содержание предложений взрослых, а на то, что это исходит именно от взрослого. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Часто это проявляется в отношении ребенка к пище: дома ребенок отказывается от определенного продукта, но когда этим же продуктом его угощают другие люди, он спокойно и с удовольствием все съедает.

Что же делать?

- Поддерживайте стремление к самостоятельности. Дайте возможность сделать что-то самому и терпеливо ждите, когда попытка увенчается успехом. Не вышло – похвалите за пробу, скажите, что в следующий раз обязательно получится, и предложите помощь.

- Запрещайте и разрешайте с умом! Если его требование не противоречит вашим принципам и не наносит вреда, то позвольте сделать так, как он хочет. Если что-то запрещаете, доходчиво объясните, почему этого делать нельзя. Потратьте на беседу столько времени, сколько нужно, чтобы он понял и согласился с вами.

- Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по несколько раз в день, действительно ли то, что было запрещено утром, запретят и вечером.

Проявите твердость. Установите четкие запреты (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту и т.д.). Запретов не должно быть слишком много. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи.

- Не выполняйте за него то, с чем он в силах справиться сам! Возьмите себе за правило: «Не делать полностью, а доделывать». Малыш начинает – вы завершаете, если у него не получилось.

- Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой (если мама излишне эмоциональна, привередлива, то дочь, скорее всего, будет такой же).

- Истерики и капризы требуют зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-я-яй!». Ребенку только это и нужно. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. В этот момент ему бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, когда малыш успокоится. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести в спокойное безлюдное место.

- Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается есть, не настаивайте, посадите мишку за стол и пусть малыш его кормит, но мишка хочет есть по-очереди - ложка ему, ложка Коле. Обыграть можно многое: поездку в машине, умывание, одевание...

- Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно. Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.